История фортепиано

История фортепиано: истоки

Основной деятельностью итальянца Бартоломео Кристофори было создание клавесинов. Но в 1709 году он объявил о том, что создал инструмент с молоточковой механикой, представлявшей собой устройство, в котором при ударе по клавише выскакивал особый молоточек и бил по струне, что позволяло менять громкость инструмента.

Кристофори назвал инструмент «Клавесином, играющим пьяно (тихо) и фоте (громко)». Впоследствии детище итальянца стали называть «пианофорте» или «фортепьяно».

Первоначально фортепьяно было невероятно примитивно, в нем не угадывалось ничего от нынешнего инструмента. Однако после того как в XVIII веке оно получило широкое распространение в европейских странах и началось его производство, фортепиано постепенно усовершенствовалось.

В чем отличие фортепиано Кристофори от современного?

Количество клавиш

Диапазон первых фортепиано составлял пять октав (61 клавиша), позже он был расширен до 6,5 октав (78 клавиш). Во времена Бетховена – 5-7 октав. К началу XIX века внутренне устройство инструмента было значительно усовершенствовано, оно было уже практически таким, каким мы знаем его сейчас.

Струны

Первоначально струны натягивали параллельно друг другу. В 1802 году Томас Лауд обнаружил, что в случае если их перекрестить друг с другом, то длинные струны можно будет натянуть на небольшую площадь, что даст более эффективное равновесие звука путем определенного размещения штегов. В 1845 году Чиккалинг перекрестил струны в двух плоскостях. В те времена струны изготавливались из железной проволоки, басовые –из меди. Сталь стали применяться лишь в 30-50-х годах XIX века.

Как развивалось фортепиано

Рама

Увеличение числа струн приводило к большей их силе натяжения. Постепенно деревянной раме фортепиано потребовались специальные металлические распорки. Кроме того оказалось, что сохранить высоту звука можно с помощью металлической рамы. В 1851 г. Чеккалинг представил на суд фортепиано с литой металлической рамой, а через несколько лент Стейнуэй предложил двухслойную намотку струн. Все это стало огромным шагом на пути к созданию современного фортепиано.

Аликвот

Юлиус Блютнер придумал собственное устройство аликвот: на каждую из трех струн среднего и верхнего регистра он добавил дополнительную. Хотя по ним молоточки и не били, но при ударе по игровым струнам они резонировали и звучали с основными вместе. Собственно, в этом и заключался смысл «резонансных» струн.

Педали

До появления педалей в инструментах использовался специальный рычаг, сдвигавший механизм вправо. Педали были изобретены лишь в 1780-х годах. А в 1862 году была изобретена средняя (задерживающая) педаль.

Механика в истории фортепиано

Механика фортепиано, также как и оно само, усовершенствовалось на протяжении многих десятилетий. Одним из самых значительных изменений в ее работе можно назвать создание в 1821 году репетиционного устройства.