История фортепиано
Эволюция фортепиано
История фортепиано: истоки
Основной деятельностью итальянца Бартоломео Кристофори было создание клавесинов. Но в 1709 году он объявил о том, что создал инструмент с молоточковой механикой, представлявшей собой устройство, в котором при ударе по клавише выскакивал особый молоточек и бил по струне, что позволяло менять громкость инструмента.
Кристофори назвал инструмент «Клавесином, играющим пьяно (тихо) и фоте (громко)». Впоследствии детище итальянца стали называть «пианофорте» или «фортепьяно».
Первоначально фортепьяно было невероятно примитивно, в нем не угадывалось ничего от нынешнего инструмента. Однако после того как в XVIII веке оно получило широкое распространение в европейских странах и началось его производство, фортепиано постепенно усовершенствовалось.
В чем отличие фортепиано Кристофори от современного?
Количество клавиш
Диапазон первых фортепиано составлял пять октав (61 клавиша), позже он был расширен до 6,5 октав (78 клавиш). Во времена Бетховена – 5-7 октав. К началу XIX века внутренне устройство инструмента было значительно усовершенствовано, оно было уже практически таким, каким мы знаем его сейчас.
Кстати, клавиши фортепиано имели и, нередко, до сих пор имеют накладки из слоновой кости (в более дешевых моделях из пластика). При замене накладок клавиатуры фортепиано мы учитываем все эти особенности.
Струны
Первоначально струны натягивали параллельно друг другу. В 1802 году Томас Лауд обнаружил, что в случае если их перекрестить друг с другом, то длинные струны можно будет натянуть на небольшую площадь, что даст более эффективное равновесие звука путем определенного размещения штегов. В 1845 году Чиккалинг перекрестил струны в двух плоскостях. В те времена струны изготавливались из железной проволоки, басовые –из меди. Сталь стали применяться лишь в 30-50-х годах XIX века.
До сих пор, когда делаем замену дискантовых струн для клиентов, мы учитываем это расположение и оно имеет свои особенности, отличается от замены медных басовых струн.
Как развивалось фортепиано
Рама
Увеличение числа струн приводило к большей их силе натяжения. Постепенно деревянной раме фортепиано потребовались специальные металлические распорки. Кроме того оказалось, что сохранить высоту звука можно с помощью металлической рамы. В 1851 г. Чеккалинг представил на суд фортепиано с литой металлической рамой, а через несколько лент Стейнуэй предложил двухслойную намотку струн. Все это стало огромным шагом на пути к созданию современного фортепиано.
Аликвот
Юлиус Блютнер придумал собственное устройство аликвот: на каждую из трех струн среднего и верхнего регистра он добавил дополнительную. Хотя по ним молоточки и не били, но при ударе по игровым струнам они резонировали и звучали с основными вместе. Собственно, в этом и заключался смысл «резонансных» струн.
Педали
До появления педалей в инструментах использовался специальный рычаг, сдвигавший механизм вправо. Педали были изобретены лишь в 1780-х годах. А в 1862 году была изобретена средняя (задерживающая) педаль.
Механика в истории фортепиано
Механика фортепиано, также как и оно само, усовершенствовалось на протяжении многих десятилетий. Одним из самых значительных изменений в ее работе можно назвать создание в 1821 году репетиционного устройства.
Начало истории пианино
1709 год – год, от которого берет свое начало история фортепиано. Пианино появилось двумя веками позже.
День рождения пианино
Пианино в его современном виде появилось в 1826 году. Именно тогда Роберт Уорнум создал механизм, с помощью которого можно было извлекать звук из вертикально натянутых струн.Достигалось это с помощью специальных ленточек (бентиков), оттягивающих молотки.
Конечно, попытки создать подобный механизм предпринимались и раньше. Первые вертикальные фортепиано были достаточно своеобразны: имели пирамидальные и даже жирафовые формы, были громоздки и чрезвычайно неуклюжи. Конструкция молоточков не давала ощущения легкости игры. Перед роялями такие инструменты не выдерживали никакой критики.
Истории пианино по странам
Первоначально основное производство пианино было сконцентрировано в Англии, но уже начиная с 1835 года создание пианино развернулось в Германии, затем в Северной Америке, позже во Франции.
Когда в практику создания роялей ввели чугунные рамы и перекрестнострунные конструкции, появилась идея использоват данное нововведение и в пианино.
В последующие века конструкция пианино только усовершенствовалась.
Как работает пианино
Механизм пианино улучшил английский фабрикант и фортепианный мастер Джон Бринсмид, который укрепил у основания шпиллера пружинку, своим свободным концом отходящую наверх, сделал на этой пружинке крючок, соединив его с помощью шнурочной петли с шультером молотка. В результате новый механизм приобрел большую чувствительность и легкость действия. В дальнейшем эта система была усовершенствована Лангером.
Звучание пианино с нижним демпфером
Фабрикант из Лейпига Юлий Фейрих ввел в механизм инструмента репетиционное устройство, которое имело дополнительную пружинку, укрепленную на контерфенгере молотка. Эта пружина поддерживала молоток в промежуточном состоянии между ударами, опираясь при этом на верхушку слегка отклонившегося шпиллера.
Дека пианино
В связи с применением в создании пианино более толстых и сильнее натягиваемых струн, его дека, по примеру роялей, также подверглась утолщению и укреплению. В 1911 году была предложена овальная форма деки со сводчатым профилем, что сделало звук более красочным. На протяжении всего XIX века звуковой объем инструмента расширялся от 5 – 5 ½ октав до 7 – 71/3октав.
Наш салон осуществляет профессиональный ремонт деки пианино в короткие сроки.