Реставрация фортепиано

Старинное фортепиано

При реставрации старинных вещей мастера в первую очередь озабочены восстановлением их внешнего вида. В отношении фортепиано реставрация имеет принципиальное иное значение.

Реставрация старинного музыкального инструмента не видна невооруженному глазу. Ведь фортепиано состоит из тысяч мельчайших деталей, созданных преимущественно из дерева и деликатного сукна (металлические у него лишь рама, ролики и шурупы). С течением времени дерево рассыхается, сукно ветшает, рвется или портится насекомыми. В итоге, при работе инструмент начинает издавать надтреснутый, дребезжащий звук. Молоточек, который десятилетиями (а иногда и столетиями) бьет по струнам, невероятно изнашивается. В самом запущенном случае никакие восстановительные работы не помогут привести инструмент в рабочее состояние.

Старинные инструменты, попадающие на реставрацию, очень часто пребывают в весьма плачевном состоянии.

Современный инструмент

Если необходимость восстановительных работ у антикварных инструментов понятна, то восстановление качественной работоспособности новых инструментов достаточно удивительно. Причин, по которым это происходит несколько:

  1. Активное использование фортепиано

Это, прежде всего, касается инструментов, находящихся в пользовании музыкальных учебных заведений. Большому износу подвергаются и фортепиано профессиональных пианистов.

  1. Неправильный уход за фортепиано

Игнорирование очевидных правил хранения инструмента, несоблюдение необходимого режима влажности, нежелание владельца фортепиано регулярно проводить его профилактический осмотр приводит к разрушению деревянных частей механизма. В целом и непрофессиональная настройка инструмента после длительного простоя, также может усугубить его состояние. Об этом подробнее будет рассказано в статье, посвященной штегу.

  1. Качество материала.

На работоспособность инструмента оказывают сильное влияние качество древесины, фильца, сукна и струнной проволоки. В фортепиано советского производства все эти материалы были достаточно низкого качества и поэтому изнашивались значительно быстрее, чем у инструментов, сделанных за рубежом.

Именно потеря музыкальных качеств фортепиано, независимо от того старое оно или новое, является его основной проблемой.

Восстановление потерянных музыкальных качеств инструмента, вне зависимости от его возраста, и есть основная задача реставратора фортепиано. В ходе работы мастер приводит работу инструмента к заводскому состоянию или тому, которое было у фортепиано, когда оно вышло из-под рук предыдущего настройщика.